★ Главная
|
Воспитание гражданственности и любви к малой Родине выступает одним из основных принципов государственной политики в области образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит детские сады перед необходимостью пересмотреть педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы воспитательной работы с дошкольниками. Модернизация системы дошкольного образования предполагает поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между федеральной и региональной составляющими системы дошкольного образования. Благодаря региональному компоненту образования дошкольники получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой деятельности, которые традиционно сложились в нашем регионе Свою работу в этом направлении мы начали с проведения родительского собрания посвященного этой теме и опроса родителей об их желании быть или не быть казачьему детскому саду. Проведенное анкетирование подтвердило, что родители тоже заинтересованы в том, чтобы дети знали историю своей малой Родины, проявляли интерес к культуре и истории Донского края. В связи с этим стало необходимо создание рабочей программы по приведению этой работы в систему. Творческая группа ДОУ разработала рабочую программу дошкольного объединение «Казачата из Теремка» для детей старшего дошкольного возраста на основе региональной программы «Родники Дона» Р.М. Чумичевой, в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию работы дошкольного объединения старшей дошкольной разновозрастной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9.«Теремок» в рамках дополнительного образования. Во всех возрастных группах это направление реализуется в соответствии с рабочими программам, составленным на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Цель программы: создание в ДОУ образовательной системы по реализации регионального компонента, через приобщение дошкольников к ценностям родной станицы, направленной на формирование уважения к историческому и культурному наследию, для обеспечения преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры Далее нами был подобран и систематизирован разнообразный методический материал по каждой возрастной группе, а также познавательный и сценарный материал для педагогов и родителей, как участников образовательного процесса. Мы кропотливо собирали доступные для восприятия дошкольников сведения. Использовали в работе народные песни, танцы, стихи к донских поэтов, знакомили детей с элементами казачьего костюма, особенностями местного говора, народными праздниками и обрядами. (слайды 2-6) В группах и на территории детского сада были созданы условия: мини-музеи «Казачья горница», «Донской хуторок», «Донская кухня», «Российские промыслы», фотовыставка «Егорлыкская вчера и сегодня», символика России, Ростовской области и все великого войска Донского. Созданы картотеки народных казачьих игр, фонотека народных казачьих песен, проектов о роли женщины в истории казачества. (слайды 7-9) Чтобы работа была более плодотворна, мы заключили соглашения о сотрудничестве с музыкальной школой, библиотекой, районным музеем. Активно сотрудничаем в различных формах, проводим совместные праздники, беседы, экскурсии, творческие выставки, привлекаем родителей к совместному творчеству, проведению традиционных народных праздников. (слайды 10) С большим удовольствием ребята посещают станичный музей . Дошкольники с интересом слушают рассказы об истории возникновения своей родной станицы, знакомятся с достопримечательностями, с казачьим бытом, народными костюмами. Атаман Зотов Александр Николаевич вместе с казаками из юртового казачьего общества «Егорлыкский юрт» – частые гости в нашем детском саду. Они охотно участвуют в праздниках и спортивных развлечениях, организуемых нашими педагогами. Родители наших воспитанников поняли и приняли нашу позицию и стараются помогать нам во всех мероприятиях, будто, организация экскурсии к памятным местам, или приглашение на беседу уважаемого и интересного человека. Они участвуют в различных посиделках, традиционных праздниках. Многие мамы и папы стали с интересом узнавать об истории своей семьи, родной станицы, готовить совместные семейные проекты и презентации. Принимали участие в оформлении уголков донской символики Наши ребята стали казачатами совсем недавно. Но мы уже видим результат проводимой с ними работы, как педагогов, так и казаков – наставников. Ребята, обогатившись духовно, стали более серьезными, воспитанными. Они гордятся своей малой Родиной, своими земляками, хотят быть похожими на настоящих казаков, чтят их традиции и видят в казаках – наставниках свой нравственный ориентир. В ходе работы по реализации программы мы пришли к выводу, что проводимая образовательная, деятельность по данному направлению объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, духовно – нравственных качеств личности ребенка Главный же результат освоения Программы мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, воспитании гордости за свою малую родину, свой народ и сохранению эмоциональной стороны семейного воспитания на основе казачьих традиций. Исходя из выше сказанного, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям, приказа Правительства Ростовской области, Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от О присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям », в целях сохранения и развития культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края, педагогическим коллективом (решение педагогического совета № 2 от 28.11.2017 года было принято решение ходатайствовать перед отделом образования Администрации Егорлыкского района о присвоении статуса «казачье» муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 9 «Теремок. Был собран пакет нормативных документов и направлен в департамент по казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области., и 23.03.2018 года нашему дошкольному учреждению был присвоен статус «казачье» (Приказ № 25 от 23.03.2018г.). Мы находимся только вначале пути, определены цели и задачи над которыми нам предстоит работать. Формировать личность выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края. Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если мы, взрослые, наполним жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатим среду, в которой он растет, заложим предпосылки высоких человеческих начал. Еще К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». |